Арсений Митько: Арктической зоне РФ необходим закон федерального уровня

На портале Аrctic.ru опубликована статья председателя Совета молодых ученых Севера Арктической академии наук, к.т.н., доцента, член-корреспондента РАЕН Арсения Митько о необходимости скорейшего принятия ФЗ «Об Арктической зоне РФ». Приводим полный текст публикации.

В правовой системе России на сегодняшний день отсутствует системообразующий акт, регулирующий деятельность в арктической зоне РФ, поэтому её называют по-разному — Русским Севером, арктическим сектором России, территорией Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и прочее. Преобладание отраслевого подхода характеризуется наличием в профильных законах о  регулирования деятельности в АЗРФ лишь нескольких нормативных положений: из 67 федеральных законов в этой сфере вопросам развития Арктики посвящены лишь 6 законодательных актов. Недостаточность уровня правового регулирования (чрезмерное количество подзаконных актов) должна стать причиной разработки специального законодательства для регулирования отношений в Арктике.

Базовое понятие «Арктическая зона Российской Федерации» противоречит определениям, имеющимся в действующем законодательстве. На данный момент отсутствует понятие комплексного социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации, не определены стратегические интересы Российской Федерации. Требует уточнения предлагаемый порядок создания опорных зон, цели создания, порядок представления отчёта о достижении указанных целей. Принятие закона потребует внесения изменений в действующее градостроительное законодательство, а также в федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

К другим замечаниям можно отнести несоответствие наименования законопроекта предмету регулирования; необоснованные дублирования отдельных положений; отсутствие единства терминологии; несоответствие наименования статей содержащимся положениям; необоснованность особого порядка вступления в силу рассматриваемого закона; принятие законопроекта потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, что не отражено в финансово-экономическом обосновании. 

На основании вышеизложенного проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не поддерживается в представленной редакции.

На мой взгляд, для преобразования правового каркаса деятельности в Арктике необходимо провести исследования в следующих областях:

1.      Исследование путей и механизмов сопряжения национального законодательства с развивающимися международно-правовыми регуляторами, включая совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества в Арктике, а также концептуализацию применения в условиях российской правовой системы актов мягкого права», судебных актов, международных судебных актов и программных документов международных организаций;

2.      Исследование тенденций развития правового регулирования Арктики в целях устранения его фрагментарности и недостаточности уровня правового регулирования, а также для преобладания отраслевого подхода;

3.      Анализ зарубежных практик природоохранного регулирования и возможности использования соответствующего позитивного опыта в России;

4.      Актуализация правового регулирования привлечения трудовых ресурсов в арктическую зону Российской Федерации с обязательным соблюдением прав коренных  малочисленных народов Севера, проживающих в этом регионе;

5.      Исследование формирования конституционно ориентированной модели правового регулирования защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Арктическая доктрина

«Необходимость арктической доктрины  подчёркивается геополитическим и экономическим значением Арктики, её исключительной ролью в сохранении биологического равновесия, в формировании глобальных атмосферных процессов», — заявил в 2003 году председатель «Северного форума»,  первый  президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев.

Арктическая доктрина Российской Федерации (далее — арктическая доктрина) представляет собой систематизированную и сконцентрированную в едином документе совокупность основополагающих официальных взглядов (установок) на государственную политику  России в Арктике, организацию деятельности государства, общества и граждан по обеспечению устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации в стратегии мирового устойчивого развития.

Положения арктической доктрины как составной части комплекса нормативно-правовых?, концептуальных и программных политических документов, регламентирующих  и организующих деятельность в области устойчивого развития АЗРФ, должны стать обязательными для всех органов исполнительной власти и управления, в том числе предприятий, учреждений и организаций, на которые законодательством РФ возложена ответственность за организацию и осуществление мероприятий, направленных  на осуществление деятельности в АЗРФ.

Актуальность принятия арктической доктрины обусловлена рядом факторов, из которых в качестве основных можно выделить следующие:

1.      Происходит глобализация интересов человечества в Арктике, связанная с постоянно возрастающим интересом к арктической проблематике, в том числе с интенсивным использованием природных, пространственных и других ресурсов;

2.      Наблюдается тенденция к утрате Российской Федерацией лидерства в Арктическом регионе, исторически закреплённого за ней, определяемая рядом факторов (принятие «Белой книги» Китаем и ряда других документов арктической направленности ведущих мировых держав);

3.      Наблюдается тенденции к утрате Российской Федерацией накопленного за годы широкомасштабного освоения Арктики научно-информационного потенциала по арктическим вопросам;

4.      Представляется перспективным арктический фундамент сохранения евроазиатского единства России;

5.      Представляется перспективной стабилизация устойчивого мирового развития на основе  устойчивого развития арктического зоны Российской Федерации;

6.      Становится очевидной целесообразность оценки рентабельности решений, определяющих деятельность в Арктическом регионе, в первую очередь с геополитических позиций;

7.      Продолжается тенденция возрастания военно-стратегического значения для Российской Федерации Арктического региона.

Стоит отметить, что внимание передовых экономик мира сейчас направлено на разработку альтернативных источников энергии и снижение зависимости от традиционных углеводородов. Увеличивающиеся объемы добычи углеводородов морских и сланцевых месторождений в США, газовая революция в Китае — все это может привести к острой конкуренции поставщиков на рынке и, как следствие, дальнейшему снижению цен на углеводороды. 

В связи с этим необходимо:

1. Увеличить рентабельность добычи углеводородов посредством уменьшения доли импортных технологий;

2. Обеспечить доставку углеводородов до покупателей за счет создания транспортной инфраструктуры (дальнейшее развитие Северного морского пути, строительства газо- и нефтемагистралей);

3. Обеспечить безопасность на добывающих станциях (необходимы инвестиции в исследования геологического строения российского шельфа Арктики);

4. Увеличить эффективность использования углеводородов (провести исследования в области глубины переработки нефти и развитие газохимии);

5. Поднять на новый уровень работу госкомиссии по Арктике;

6. Создать рабочую группу для реконструкции Арктической доктрины России и закона об АЗРФ.    

Оригинал материала - https://ru.arctic.ru/analitic/20181212/816083.html

Вернуться к списку новостей