Перечень портов Севморпути, включенных в программу компенсации грузоперевозок, будет расширен

Постановлением Правительства РФ от 18.03.2022 № 397 разработаны Правила предоставления из федерального бюджета субсидии на государственную поддержку организации регулярных перевозок по Северному морскому пути (СМП). Механизм государственной поддержки рейсов по СМП призван способствовать увеличению грузопотока и заинтересованности грузоотправителей в таких перевозках, формировать спрос на новый транспортный коридор между крайними точками РФ в дополнение к БАМу и Транссибу. 

В редакции Правил от 18.03.2022 г. с целью выполнения поручений в части организации транзитных перевозок по СМП была предусмотрена возможность субсидируемого судозахода только в 4 порта: Большой порт Санкт-Петербург, Мурманск, терминал Сероглазка (Петропавловск-Камчатский) и Восточный. В целях расширения потенциала регулярных каботажных рейсов по льготным тарифам в июле 2023 года перечень портов был расширен до 11, количество выполняемых рейсов увеличено до 3, а также предусмотрена возможностьпривлечения судов меньшей размерностью по договору фрахтования. В настоящее время субсидируемый судозаход возможен в следующие порты: Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Диксон, Тикси, Певек, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Восточный, Находка, Владивосток. В рамках выполненных судами высокого ледового класса рейсов перевозились грузы десятков грузовладельцев: металлоконструкции и строительные материалы, портальные краны и прочий негабаритный груз, автомобили, спецтехника, контейнеры с рыбопродукцией, продуктами питания, экспортно-импортными грузами.

В октябре 2023 года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) направил обращение в адрес Правительства РФ с предложением по совершенствованию механизма компенсации стоимости грузоперевозок по портам Северного морского пути как меры поддержки регионов Арктической зоны РФ. В частности, для равномерного развития и равномерности доступности представленной льготы представляется необходимымохватить не только указанные в постановлении морские порты, а все опорные порты, расположенные на протяжении Северного морского пути: Нарьян-Мар, Сабетта, Игарка, Дудинка, Хатанга, бухта Провидения, Анадырь. 

В ответ на предложение Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и Дирекция Северного морского пути (СМП) сообщили, что расширение числа морских портов для субсидированных судозаходов является актуальным. Так, в рамках работы по совершенствованию механизма государственной поддержки каботажных рейсов по СМП Минвостокразвития России по результатам проработки с Ямало-Ненецким автономным округом и Сахалинской областью планирует расширить перечень портов, предусмотренных Правилами, на Сабетту и Корсаков.

Дирекция СМП полагает возможным включить в Перечень предлагаемые морские порты Сабетта, Дудинка, бухта Провидение, Анадырь с целью увеличения грузопотока по СМП. Однако стоит отметить, что действующие Правила регламентируют эксплуатацию судов с ледовым классом не ниже Агс4, дедвейтом от 8500 тонн и контейнеровместимостью не менее 500 единиц. Важно отметить, что при включении в Перечень предлагаемых морских портов необходимо учитывать следующие факторы:

- отсутствие технической и административной возможности захода в порт, так как некоторые порты используются исключительно для обслуживания инвестиционных проектов;

- рентабельность захода судов в указанные порты исходя из количества фактического груза на борту и расходов на судозаход;

- отсутствие линейного подхода к организации перевозок, что может привести к увеличению продолжительности выполняемых рейсов и, как следствие, к увеличению количества привлекаемых судов для обеспечения субсидируемых перевозок.

Ряд региональных Правительств регионов Арктической зоны РФ поддержали обращение РСПП и Минвостокразвития РФ о распространении льготных тарифов на перевозку грузов по Северному морскому пути на все регионы Арктической зоны РФ. В частности, Министерство транспорта Красноярского края сообщило, что для детальной проработки обозначенных вопросов 

организовано взаимодействие с органами местного самоуправления и отраслевыми предприятиями.

Вместе с тем Минвостокразвития и Дирекция СМП отмечают, что в целях создания и «раскатки» новых логистических маршрутов через акваторию СМП, а также для обеспечения возможности доставки грузовсеверного завоза по льготным тарифам в рамках апробации механизмов работы единого морского оператора (ЕМО), была обеспечена возможность субсидируемого судозахода в основные порты всех субъектов Арктической зоны РФ с исторически сложившейся существенной долей грузов, доставляемых морским транспортом в рамках арктической навигации.

Федеральным законом от 04.08.2023 № 411-ФЗ «О северном завозе» предусмотрено создание ЕМО, который должен начать функционировать до 01.01.2026 г. ЕМО будет осуществлять регулярные каботажные перевозки между морскими портами по льготным тарифам грузов северного завоза, перечень которых будет утвержден Правительством РФ (соответствующий проект постановления внесен Минвостокразвития РФ в Правительство РФ). Маршрут рейсов, выполняемых ЕМО, будет утверждаться федеральным координатором северного завоза (Минвостокразвития России) на основании предложений ЕМО.

Таким образом, компенсация грузоперевозок в порты Северного морского пути, не включенные в настоящее время в перечень портов для субсидированных судозаходов, может в дальнейшем осуществляться по льготным тарифам не только по расширенным Правилам от 18.03.2022 г., но и Единым морским оператором в рамках северного завоза. 

Пресс-служба Коорсовета РСПП по развитию Арктики и Северных территорий. 

Вернуться к списку новостей