В бюджете 2024-2026 гг. сокращены критические программы развития Арктики

Депутаты Государственной Думы РФ на заседании 26 октября приняли проект федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов в первом чтении. Депутаты рассмотрели законопроект № 448554-8 О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (ссылка: https://sozd.duma.gov.ru/bill/448554-8). 

По отдельным направлениям наибольшая доля расходов бюджета в 2024 году придется на раздел «Национальная оборона» - 29,4%, что составляет 10,8 трлн руб. Это эквивалентно 6% ВВП. Затем идет «Социальная политика» на которую выделяется 7,7 трлн руб, что эквивалентно 21% расходов и является самой низкой долей расходов на социальную политику с 2011 года. 

Краткий анализ документа позволяет определить постатейные государственные расходы по региональному срезу, в т.ч. по развитию арктических территорий. Несмотря на то, что по ряду статей, связанных с развитием Арктической зоны, наблюдается рост расходов (значительные суммы заложены на развитие Северного морского пути, в т.ч. на федеральный проект «Развитие Северного морского пути»), нельзя не отметить секвестирование ряда критических для региона программ, по некоторым данным оно составляет сумму от 35 млрд руб. В итоге, по различным направлениям финансирования бюджетные ассигнования,  предусмотренные на реализацию государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», в 2024 году составят 4,9 млрд руб; в 2025 году - 4,88 млрд руб и в 2026 году - 4,81 млрд руб. План мероприятий Госпрограммы по развитию Арктики урезали на 30% еще в 2022 году, планируя бюджет 2023-2025 годов. Арктике в 2022 году по госпрограмме было выделено всего 11 млрд руб; в 2023 году 7 млрд руб. В будущем расходы еще меньшие.

Согласно законопроекта № 448554-8 О федеральном бюджете на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг., Постановления Государственной Думы  ФС РФ и приложений к Постановлению от 26.10.2023 г. в 2024–2026 гг. сокращено или полностью отсутствует финансирование ряд критических для региона программ. Из них три - наиболее важные и вызвавшие широкий общественный резонанс. 

1. Уменьшение бюджетных ассигнований на строительство атомных ледоколов, головного многофункционального судна атомно-технического обслуживания в 2024 г. на 4,5 млрд руб; в 2025 г. на 4,2 млрд руб. по сравнению с объемами, утвержденными  Законом №466-ФЗ; в 2026 г. на 2,17 млрд руб по сравнению с параметрами Бюджетного прогноза. Это означает снижение финансирование головного сверхмощного ледокола «Лидер» и двух новых серийных ЛК-60. Для проектов необходимо будет искать дополнительные источники финансирования. Окупаемость проекта и возврат привлеченных средств планируется обеспечить за счет увеличения спроса и роста эффективности услуг по ледокольной проводке (обеспечение коммерческой скорости и предсказуемости сроков). Такой вариант возможен, но при реализации этой модели стоимость сервиса по ледокольному обеспечению придется кратно увеличить относительно действующих величин, что негативно скажется на росте грузоперевозок по Северному морскому пути. 

2. Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании законопроекта по разделу «Охрана окружающей среды», не содержат статей расходов на содержание сети мониторинга состояния многолетней мерзлоты. Для содержания сети мониторинга состояния многолетней мерзлоты и реализации соответствующих полномочий Росгидромету требовалось 212,4 млн руб в год с последующей индексацией фонда оплаты труда федеральных государственных бюджетных учреждений. 

В июле 2023 г. депутаты Государственной Думы ФС РФ приняли закон о создании системы мониторинга вечной мерзлоты. Согласно федеральному закону, должна быть создана сеть Росгидромета из 140 станций по государственному фоновому мониторингу состояния многолетней мерзлоты. На первом этапе реализации проекта (2023 г.) предлагалось разработать методы мониторинга, проверить их в Арктической зоне. Второй этап реализации проекта (2024-2025 гг.) предполагал организацию мониторинга на всей территории вечной мерзлоты. От 60% до 65% территории России — районы вечной мерзлоты, во многих арктических территориях земля «плывет» в прямом смысле этого слова, что может привести к новым экологическим катастрофам, разрушению инфраструктуры и жилого фонда, предприятий и дорог, однако, программа, судя по данным из законопроекта, сокращена. 

3. По федеральному проекту «Чистая энергетика» запланировано уменьшение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение (компенсацию) части затрат в рамках реализации крупных проектов в сфере энергетики, а также на создание полигонов  для  водородной энергетики, в том числе в Арктической зоне РФ, в 2024 г. на 218,5 млн руб; в 2025 г. на 218,7 млн руб по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 466-ФЗ; в 2026 г. на 250,7 млн рублей по сравнению с параметрами Бюджетного прогноза. В рамках развития низкоуглеродной энергетики Россия развивает водородную отрасль, в т.ч. в регионах Арктической зоны РФ. Производство водорода в Арктике как части декарбонизации экономики даст поиск новых технико-экономических решений по переводу транспорта на газомоторное топливо. Необходимо и дальше развивать отрасль, что станет большим подспорьем для того, чтобы Арктическая зона РФ становилась чище.   

Коорсовет РСПП по развитию Арктики и Северных территорий планирует направить обращение в адрес комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам с предложением включить вышеуказанные секвестированные статьи расходов в проект федерального бюджета на 2024 г. и плановый период 2025–2026 гг. 

Вернуться к списку новостей