Контуры федеральной Стратегии Арктического туризма до 2020 г. и на плановый период до 2030 г.

Контуры федеральной Стратегии Арктического туризма до 2020 г.

и на плановый период до 2030 г.


Федотовских А.В.

Президиум Коорсовета РСПП по развитию Северных территорий и Арктики,

член рабочей группы «Социально-экономическое развитие»

Государственной комиссии по вопросам развития Арктики,

к.э.н., профессор РАЕ


 


 

Постановка проблематики.


 

По итогам работы I Международного туристского форума «Доступная Арктика» в Нарьян-Маре была принята Резолюция, включающая в себя не только анализ актуальных проблем, но и комплекс предложений и мер, направленных на развитие туризма в Арктике. Этот документ является основным итогом форума и важен не только для Ростуризма, но и для других структур, главной тематикой работы которых является комплексное развитие Арктической зоны РФ и предпринимательства в северных регионах.

Наиболее острыми проблемами развития туризма в Арктических регионах России является не только слабая подготовленность инфраструктуры в муниципалитетах, но также отсутствие понятного и доступного туристического продукта, и мнение большинства россиян об Арктике только как о далеком и холодном регионе. Для решения последней задачи необходима активная популяризация российской Арктики как современного и привлекательного туристического региона, обладающего не только развитой мощной промышленностью, но и уникальной природой, историей и этнографическим ландшафтом.

Такую миссию взяла на себя Ассоциация СМИ Арктической зоны РФ, решение о создании которой было принято на заседании Ассоциации арктических СМИ и по итогам работы сессии форума «Роль СМИ в продвижении Российского Арктического туризма». Однако такую сложнейшую задачу как популяризация Арктики должно взять на себя государство, провозгласить Арктику территорией туризма.

В последние два-три года в приарктических регионах началась активизация процессов, объединенных пониманием роли туризма как одного из драйверов развития альтернативной экономики Севера, не связанной с освоением природных ресурсов. Это связано не только с падением стоимости энергоносителей на мировом рынке, но и с осмыслением того, что экономическая политика в Арктической зоне РФ может и должна строиться на иных принципах, с выходом на первый план новых точек роста, основанных на малом и среднем предпринимательстве. Так, участвуя в разработке Стратегии социально-экономического развития МО г. Норильск до 2030 г., мы наблюдаем такое понимание и у градообразующих компаний, и у муниципальной власти. Интересный практический опыт накоплен в Мурманской и Архангельской областях.

В тексте Резолюции форума «Доступная Арктика» участники пришли к мнению о том, что необходимо рекомендовать Ростуризму разработать «Стратегию развития Арктического туризма до 2020 г.» и инициировать внесение дополнений о развитии Арктического туризма в Стратегии социально экономического развития регионов и муниципалитетов Арктической зоны РФ до 2020-2030 гг. Однако нужно пойти дальше и сделать долгосрочный прогноз возможностей Арктического туризма на плановый период до 2030 г., что даст более полное понимание важности поставленной задачи в долгосрочной перспективе.

Мощное ускорение Арктическому туризму даст только государственное стратегическое планирование. Мы можем наблюдать это на примере принятой «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.», утвержденной Президентом РФ.

На форуме «Доступная Арктика» многие эксперты высказали мнение, что туризм на территории Арктической зоны РФ может стать столь же популярным, как на Аляске, в Канаде, Норвегии и Исландии. Но для этого необходимо разработать и реализовать совместно с регионами Арктической зоны РФ «Стратегию развития Арктического туризма» и выделить арктический туризм в отдельный туристический продукт как въездного, так и внутреннего туризма.


 

Обоснование необходимости Стратегии.


 

Мировой и российский опыт показал, что самой эффективной и быстрой формой развития сферы туризма, в т.ч. в зоне заповедников и ООПТ, является государственно-частное партнерство, при котором используются не только средства бюджетов, но и частных инвесторов, способных развивать въездной экотуризм. Однако же для реализации такого рода проектов необходимо законодательное подкрепление подобных планов на федеральном уровне. Таким документом на первоначальном этапе может стать «Стратегия развития Арктического туризма до 2030 г.»

На территории Арктической зоны РФ сложился уникальный ландшафтно-природный комплекс. Заповедники сохранили Арктическую экосистему флоры и фауны. В Арктике имеется множество туристических достопримечательностей, таких как озера, плато, ущелья, разнообразные пейзажи и пещеры. Несмотря на труднодоступность заповедной территории, количество людей, посещающих Арктику, с каждым годом неуклонно растет.

В 2014 г. Президент РФ поручил Правительству РФ, совместно с научными организациями, РГО и РАН подготовить предложения по созданию национального атласа Арктики. Однако атлас - первая небольшая ступень для развития Арктического туризма как одного из важных направлений развития экономики приарктических регионов РФ.

Целью «Стратегии Арктического туризма – 2030» станет создание современного конкурентоспособного туристского комплекса всех территорий Арктической зоны РФ (включая заповедники и особо охраняемые природные территории), обеспечивающего, широкие возможности для удовлетворения эколого-эстетических, познавательных и рекреационных потребностей российских и иностранных граждан и вносящего вклад в развитие системы охраны природных комплексов Арктики.

В период старта разработки Стратегии определить ряд базовых предложений для создания эффективно работающего документа и механизмов его исполнения, в т.ч.:

1. Исходить из рассмотрения Арктического туризма как отрасли северной экономики, одного из основных перспективных драйверов развития Арктической зоны РФ.

2. Для активного развития туризма в Арктической зоне РФ рекомендовать структурам, имеющим отношение к развитию Арктического туризма, включиться в разработку новой редакции ФЗ «Об Арктической зоне РФ» и внести дополнения в новую редакцию Государственной программы «Социально-экономическое развития Арктической зоны РФ на период до 2020 г.»

4. В рамках создания опорных зон развития Арктики: Кольской, Архангельской, Ненецкой, Воркутинской, Ямало-Ненецкой, Таймыро-Туруханской (Норильской), Северо-Якутской и Чукотской, предложить Правительству РФ рассмотреть предоставление мер господдержки для обеспечения развития Арктического туризма как важнейшей сферы малого и среднего предпринимательства.


 

Основные направления практической реализации мероприятий в рамках Стратегии.


 

В числе приоритетных направлений практической реализации Стратегии предлагается выделить:

1. Развитие народных промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее КМН). Расширение спектра сувенирной продукции и традиционных промыслов КМН. Представители КМН готовы самостоятельно делать сувенирную продукцию, но в нынешнем виде она не всегда интересна туристам по ряду причин. Основная линейка сувениров была сформирована еще в 1970-е гг. и во многом не вписывается в интерьерные и эстетические предпочтения современных туристов и гостей арктических территорий. Самостоятельно КМН не могут справиться с маркетингом и дизайном сувенирного продукта и создания локальных сувенирных брендов, поэтому им необходима нужна поддержка органов государственной власти и местного самоуправления регионов Арктической зоны РФ (управления и министерства культуры, государственный заказ PR-агентствам и предприятиям малого бизнеса для формирования сувенирных брендов). Основные направления: брэндинг продукта в привязке территории; проработка локальных мифов по сказкам, песням и пересказам КМН; формирование и продвижение территориальных мифов для создания образов персонажей, в т.ч. как литературного и туристического продукта.

2. Событийный и этнографический туризм. Создание и развитие этнопоселений. Основной целью является формирование занятости КМН и создание экономики коренных народов. Сохранение быта, уклада и культуры народов Севера, а также удовлетворение историко-культурной любознательности туристов. В числе видов деятельности: организация экскурсий и посещение местных поселений, знакомство с бытом местных жителей, традиционной кухней, работами народных мастеров, участие в культурных традициях и обрядах, проведение фестивалей, круглых столов, учебных экологических и образовательных семинаров. Наиболее интересными традиционными праздниками в приарктических регионах являются День оленевода и праздник Солнца. По туристическим маршрутам группы могут водить проводники из числа КМН. Для любителей экзотики разрабатывать маршруты, включающие временное проживание в семьях малых народов Севера, знакомство с их бытом, приготовление национальных блюд, участие в установке чумов, совершении обрядов и т.д. Религиозный туризм – обряды, камлание шаманов, посещение Мест Силы.

3. Упрощение согласования маршрутов для лыжного и экстремального туризма. Согласование вопроса страхования ответственности турфирм. Ориентированные на различные категории путешественников туры могут включать как элементы активного туризма (сплавы, велосипедные путешествия, лыжные и пешие походы) с проживанием в палатках и домиках, так и «цивилизованное» размещение в домах отдыха и на турбазах и многочисленные экскурсии. Необходимо решить вопрос страхования ответственности туристических фирм и страхования туристов законодательно.

4. Развитие внутреннего (внутригородского) туризма для городов Арктической зоны РФ. Во многих городах Заполярья до сих пор нет единых структур, объединяющих и интегрирующих разносторонних игроков туристической отрасли в единый конгломерат. Необходимо создание информационно-туристических центров в городах Арктической зоны РФ. В этом секторы должны быть задействованы музеи, кинотеатры, сувенирные лавки и киоски, сети питания (формирование кулинарного направления в туризме, где приезжий может попробовать разнообразие блюд коренных народов), формирование брэндов, расширение логистики туризма и маршрутов, поиск, подбор и написание легенд народов Севера и т.д. Повышение уровня обслуживания туристов на территории должно стать одним из основных направлений деятельности Администраций городов в сфере туризма. Особенно остро ощущается проблема нехватки комфортабельных средств размещения, что, безусловно, оказывает отрицательное влияние на все объемы туристских посещений АЗРФ, что возможно решить путем строительства новых или реконструкции уже возведенных инфраструктурных объектов на основе инвестирования в рамках государственно-частного партнерства.

5. Научно-экспедиционный и познавательный туризм. Содержание туров: вечная мерзлота, мамонты, стоянки староверов и казаков, Мангазейские и Пустозерские темы, советский период освоения Арктики. Нестандартные и классические познавательные туры нацелены, прежде всего, на экологическое просвещение путешественников, хотя также комплексно предполагают знакомство с историческим прошлым коренных народов, с их традиционным образом жизни, ремёслами, фольклором. Научный (познавательный) туризм предполагает экспедиции в самые интересные и неизученные уголки Арктики, участие в научных исследованиях вместе с ведущими специалистами в той или иной отрасли науки и дает возможность посетителям соприкоснуться с миром природы, почувствовать и изучить этот мир. Развиваться может и обучающий экстремальный туризм. В Норильск, например, даже зимой приезжают джипперы с материка для проведения автопробегов.

6. Экологический туризм. Варианты, виды и способы познавательных путешествий различной сложности, для которых главным ресурсом, а также мотивацией является естественная природная среда или её отдельные элементы: пейзажи, памятники природы, определённые виды растений или животных, или их сочетание. Организация многодневных экологических туров, гарантированно обеспечивающих наблюдения в естественной среде множества видов животных и птиц, а также растений. Разработка маршрутов, наиболее приемлемых для отдыха туристических групп с учетом максимального охвата различной природной среды, в т.ч. редких животных.

7. Внедрение единой телекоммуникационной системы связи «Электронная Арктика» для нужд туризма. Система даст обеспечение безопасности туристических маршрутов на всем протяжении Северного морского пути и на территории всей Арктической зоны РФ. Необходимо создание системы взаимодействия органов власти, ведомств и предприятий в разработке единой связной инфраструктуры в Арктике, включая участие негосударственных телекоммуникационных компаний. Таким образом, произойдет внедрение беспроводных спутниковых технологий связи в отдаленных малонаселенных арктических поселениях. После формирования отдельных цифровых пространств внутри каждого региона, входящего в Арктической зоне РФ, произойдет их увязка внутри всей Арктики и появится новая система «Электронная Арктика», в которой все береговые и материковые поселения будут увязаны в единую телекоммуникационную сеть, в т.ч. вдоль Северного морского пути. Информационные технологии связи будут внедрены в производственные процессы крупных и средних корпоративных структур, а также могут применяться в туристическом секторе.


 

Планируемые результаты.


 

Создание туристско-рекреационного Арктического кластера позволит одновременно развивать несколько туристических направлений и будет способствовать комплексному развитию территорий Арктической зоны РФ, создаст мультипликативный экономический эффект. Систематизация въездного туризма позволит организовать эффективную работу по направлениям, развивающимся спонтанно или некачественно путем предоставления туристических услуг на профессиональном уровне.

В перспективе территории заповедников и ООПТ Арктической зоны РФ станут международным эколого-образовательным центром в Арктике, исходя из необычного географического положения и достаточного уровня природных знаний созданной инфраструктуры, наличия кадров и условий приема посетителей. Ежегодно кластер сможет принять более 100 тысяч отечественных и иностранных туристов и экскурсантов.

Выручка от проектов в области познавательного туризма окажет значительную финансовую поддержку региональным и локальным экономикам.


 

Резюме.


 

Для активного и эффективного развития туристско-рекреационного кластера Арктической зоны РФ необходимо следующее:

1. Создать инфраструктуру для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в том числе путем привлечения сторонних инвесторов.

2. Разработать комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей.

3. Создать единую актуальную Арктическую справочно-информационную систему по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам, сервисному обеспечению туризма, а также единый базовый пакет соответствующих информационно- рекламных материалов.

4. Создавать новые и модернизировать существующие туристические объекты, в т.ч. в особо охраняемых природных территориях, а также находящихся в государственной и муниципальной собственности.

5. Обеспечить обустройство экологических троп и маршрутов, портов и причалов.

6. Разрабатывать и реализовывать программы и проекты, направленные на обеспечение демонстрации посетителям диких животных в природных условиях.

7. Развивать рекламно-информационное обеспечение, маркетинг и продвижение туристических продуктов на внутреннем и внешнем рынках.

8. Содействовать налаживанию партнерских связей регионов, городов, туристических операторов, заповедников с российскими и зарубежными туристическими компаниями, другими организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма в Арктике.

К разработке Стратегии привлечь региональные органы власти и ОМСУ Арктической зоны РФ; экспертов из объединений предпринимателей, в т.ч. из Комиссии по туризму и индустрии гостеприимства РСПП, Координационного Совета РСПП по развитию северных территорий и Арктики, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности; туристические компании, оказывающие услуги в области арктического туризма; экспертов по маркетингу территорий; ученых; других экспертов по согласованию.

Вернуться к списку статей