Проведена экспертиза проекта НПА по использованию воздушного пространства БАС
На портале проектов правовых актов размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». Разработчик: Минтранс России, ссылка: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=156535#
Проект НПА соответствует актуальным требованиям Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года в части регулирования воздушного движения и совместного использования воздушного пространства ПВС и БВС.
Достоинства проекта НПА:
- при выполнении полетов в классе H не нужно запрашивать разрешение на использование воздушного пространства, а также производить эшелонирование;
- для полетов не требуется постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения;
- выделение для БВС пространства класс G на высоте выше 150 м. шириной 4 км.;
- ограничения скорости полета не более 450 км/ч.
Проект НПА необходимо принять в действующей редакции и проводить обновления норм использования воздушного пространства по мере практического правоприменения и проведения полетов по новым правилам.
Однако, учитывая преимущества НПА, дополнительно разработчикам проекта НПА предлагается рассмотреть новеллы на будущие периоды, в т.ч. до 2035 г.:
- обсудить с авиационным сообществом обновленные НЛГ, которые позволят на основании риск-ориентированного подхода упростить процедуру сертификации для ряда областей применения БАС, что прямым или косвенным образом влияет на использование воздушного пространства;
- в связи с обязательством проведения полетов по ПВП внести соответствующие обязательные разделы в программы обучения внешних пилотов (операторов БАС) в системах СПО и ДПО, особенно для Минпросвещения РФ;
- для обеспечение высокой степени безопасности полетов обязать всех эксплуатантов воздушного пространства отрасли БАС использовать цифровые платформы СППИ и «Небосвод» и бортовые ответчики для определения координат (широта, долгота, высота) БВС в воздушном пространстве и доступности таких данных всем пользователям цифровых платформ для избежания столкновений;
- Росавиации своевременно публиковать аэронавигационные карты и иную аэронавигационную информацию для совместного использования воздушного пространства класса G, т.к. согласно проекту НПА пилотируемой авиации разрешено пересекать маршруты БВС по ПВП;
- уточнить зоны ответственности пилотов ПВС и БВС, в тексте НПА ответственность за предотвращение столкновений в классах G и Н лежит на пилоте ПВС, однако ответственность за те же действия в классе Н лежит на пилоте БВС. Кроме того, в тексте НПА ответственность за предотвращение столкновений с ВС и другими объектами в классе Н возлагается только на внешнего пилота БВС. Однако в случае, если производятся сервисные работы от эксплуатанта - юридического лица, то ответственность должно нести и юридическое лицо по аналогии с авиакомпаниями;
- определить порядок применения сигнальных огней и прослушивания частот ОрВД для определения места положения в пространстве;
- согласно проекту НПА, в классе H не будет устанавливаться приграничная полоса - участок вдоль государственной границы шириной 25 км, а также за пределами территории РФ, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на РФ. В случае этой нормы необходимы разъяснения для будущих международных полетов. В апреле 2025 г. Министерство экономического развития РФ официально подтвердило готовность участвовать в создании международного хаба для БАС в Амурской области, предназначенного для экспресс-доставки грузов из/в КНР, в 2026-2027 гг. предполагается запуск ЭПР для транспортировки малогабаритных товаров весом до 50 кг через реку Амур с использованием БВС. Для подобных проектов Министерство транспорта РФ и Росавиация должны дать собственные заключения об использовании воздушного пространства как в рамках ЭПР, так и в рамках регулирования общего воздушного пространства.
От РСПП экспертизу проекта НПА провел член Общественного совета Росавиации Александр Федотовских, предложения направлены в адрес разработчиков законопроекта.