В 2026 г. в трех регионах Арктики начнет работу единый морской оператор северного завоза
Глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков 14 октября 2025 года доложил Президенту РФ о ходе выполнения северного завоза. По состоянию на 1 октября северный завоз выполнен на 80% от годового объема – фактически завезено 2,7 млн т грузов.
На 2025 год запланированный объем северного завоза – 3,4 млн т. Из них 2,3 млн т – топливно-энергетические ресурсы, 900 тыс. т – ГСМ, 200 тыс. т – продовольствие, товары народного потребления, медикаменты, стройматериалы. Надежность поставок возросла, количество проблемных контейнерных грузов с рисками сроков доставки снизилось в 50 раз. Обеспечено финансирование поставок, в том числе задействованы специальные лимиты казначейских кредитов объемом 10 млрд рублей. Потребность на 2026 год оценивается в 30 млрд рублей.
Северный завоз осуществляется в 19 регионах и охватывает 2,16 млн человек. В опорную сеть транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза входит 386 объектов – дороги, железнодорожные станции, порты, транспортно-логистические комплексы.
С 2025 года планирование северного завоза осуществляется на трехлетний период. До конца года будет запущен первый модуль федеральной информационной системы ФГИС «Северный завоз». Планирование завоза на 2026 и последующие годы будет осуществляться в едином цифровом контуре.
В Чукотском автономном округе уже реализуется пилотный проект по работе единого морского оператора северного завоза. Эту роль выполняет АО «Росатом Арктика».
С 2026 года работа единого морского оператора (ЕМО) будет расширена еще на шесть регионов – Магаданскую и Мурманскую области, Камчатский, Красноярский и Хабаровский края, Ненецкий автономный округ.
Отметим, что необходимость создания ЕМО для арктических регионов, в т.ч. Красноярского края, была обоснована осенью 2023 года членом Президиума Коорсовета РСПП по развитию Арктики и Северных территорий Александром Федотовских. Соответствующее обращения было направлено президентом РСПП Александром Шохиным в адрес Минвостокразвития РФ, Минтранса РФ и ФГУП «Атомфлот», а также в РОИВ Арктической зоны РФ. В них шла речь не только о планировании северного завоза, но также и о расширении списка морских портов, компенсации судозаходов в порты Дудинка и Диксон. Решение Минвостокразвития России о запуске единого морского оператора для Красноярской Арктики является актуальным, оно поддержано Правительством и Минтрансом региона, муниципалитетами для развития предпринимательства в регионе.
По информации Коорсовета РСПП по ДФО, СПП Заполярья.