Курс по разработке перспективных кубсатов для Арктики состоялся в НИШ
В сентябре 2025 года успешно завершился пилотный курс повышения квалификации «Комплексная разработка БРЭО кубсатов». Программа разработана специалистом в области проектирования и эксплуатации авиационных и космических систем, в т.ч. беспилотных, с 20-летним стажем, преподавателем - инструктором, доктором технических наук, профессором Александром Федотовских.
Обучение продолжительностью 32 академических часа ориентировано на специалистов, занимающихся проектированием, технической эксплуатацией и наладкой блоков и систем радиоэлектронных средств аэрокосмического назначения, руководителей высшего и среднего звена проектных организаций.
В рамках курса изучались: архитектура создания бортового радиоэлектронного оборудования для передачи трафика данных на Х и миллиметровых частотах на кубсатах массой от 3 до 300 кг. Отдельным блоком рассматривалось построение сетевых конструкций из кубсатов на орбите: сборщики ДЗЗ, ретрансляторы, летающие центры обработки данных. Особенную актуальность такие системы представляют для труднодоступных и удаленных территорий, таких как Арктика и использование иерархической системы «Аппарат на высокой орбите (Арктика-М) - Аппараты на низкой орбите» для потенциального применения на Северном морском пути. Программа включала в себя принципы разработки и установки наземных станций управления кубсатами и получения с них информации, в т.ч. мобильнными для установки на транспорт, например, ледоколы и вездеходы.
Первыми слушателями курса (среди которых были инженеры-исследователи, инженеры-конструкторы, начальники групп, начальник сектора, заместитель главного конструктора и др.) стали специалисты АО «Российские космические системы», ООО «СТЦ».
Окончилась программа мозговым штурмом: участники разбились на команды и предложили свое видение архитектуры бортовой и наземной части 2, 3 и 6-юнитных малых космических аппаратов.
По итогам обучения были получены положительные отзывы: слушатели отмечали насыщенность курса и широкий охват тематик, интересную подачу материала и активную вовлеченность всех участников образовательного процесса, практические работы а также возможности по обмену опытом между профессионалами разных технологических структур.