В Мурманске прошел круглый стол по вопросам развития беспилотных авиационных систем

Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области совместно с Центром опережающей профессиональной подготовки Мурманской области 23 июня 2025 года провел круглый стол на тему «Перспективы и проблемы развития беспилотных авиационных систем в Мурманской области».

Мероприятие прошло при участии представителей органов государственной власти, органов обеспечения безопасности населения, образовательных организаций, а также предприятий, эксплуатирующих и обслуживающих БПЛА.

Открывая встречу, вице-президент Регионального объединения работодателей Алексей Колбасов отметил, что согласно последним данным, в России ежегодный рост коммерческого использования БПЛА составляет примерно 60%. Речь идет о гражданском применении институционных систем в различных отраслях народного хозяйства и экономики. Отрасль имеет большой потенциал и, соответственно, ежегодно прирастает, даже несмотря на действующие во многих регионах ограничения на использование БПЛА.

В рамках мероприятия участники обсудили широкий спектр вопросов, касающихся гражданского использования БПЛА: подготовку специалистов, страховую защиту при использовании беспилотников, разрешительные механизмы, а также возможности для их сервисного обслуживания на территории нашего региона.

Как отмечалось, несмотря на то что развитие отрасли гражданских беспилотников набирает обороты, а государство уделяет всё больше внимания их интеграции в экономику, сфера остается во многом нерегулируемой, что сдерживает бизнес от активного внедрения технологий. Также Мурманская область – это регион, где действуют ограничения на использование БПЛА. Юридические и физические лица могут получить разрешение на использование беспилотников в органах местного самоуправления, где планируется полёт, но это требует времени и дополнительной организационной работы. Сложности также вызывает то, что в настоящий момент запрещено использовать БПЛА над территориями объектов, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, военно-промышленного, промышленного, топливно-энергетического комплексов и правоохранительных органов, а самостоятельно заранее определить такие территории вызывает большие сложности.

Одним из проблемных вопросов использования беспилотников также является практически полное отсутствие возможностей для сервисного обслуживания беспилотных воздушных судов на территории Мурманской области. Для многих, кто действует в рамках федерального закона о госзакупках, единственная возможность – это ремонт аппарата в другом регионе у официального поставщика, где сумма ремонта необоснованно завышена. Другие же зачастую вынуждены справляться своими силами.

Еще одним блоком вопросов стало страхование при использовании БПЛА. У представителей страховой сферы Мурманской области опыт страхования беспилотных летательных аппаратов уже есть. Однако в целом, страхование беспилотников пока остается штучным продуктом. У участников рынка нет единой позиции по вопросу тарифов, определения минимальной страховой суммы, оценки рисков и т.д., а единого закона о страховании беспилотных авиасистем или гражданской ответственности их владельцев пока не существует. Как отмечалось, нельзя говорить о повсеместном внедрении БПЛА, пока вопрос с массовым страхованием не будет решен, ведь ущерб от их использования может быть потенциально очень серьезен.

В рамках мероприятия собравшиеся также обсудили вопросы подготовки кадров для отрасли беспилотных авиасистем. Уже в сентябре Мурманский строительный колледж имени Н.Е. Момота начнет обучение на оператора БПЛА, причем в рамках данной профессии будет происходить не просто обучение управлению аппаратом. Будущий оператор БПЛА – это специалист широкого профиля, который в том числе знает устройство аппарата, может произвести минимальное сервисное обслуживание, знает законодательство в сфере его использования, а также умеет обрабатывать и анализировать данные, полученные с беспилотника.

Одной из самых больших проблем в сфере подготовки кадров остается отработка практических навыков – в Мурманской области нет полноценного тренировочного полигона, где будущие выпускники могут обучаться управлению беспилотниками. Как отмечалось, даже в рамках инфраструктуры колледжей использование БПЛА возможно только во внутренних помещениях, что существенно ограничивает качество подготовки. Актуальным вопросом для организаций, занимающихся системной подготовкой кадров, остается прогнозирование потребности в таких кадрах. Многие финансово-промышленные группы в настоящее время самостоятельно организуют обучение собственных специалистов.

Вопросы, касающиеся гражданского использования БПЛА, будут дополнительно проработаны в рамках деятельности рабочих органов Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области, а также вынесены на дальнейшее обсуждение с участниками рынка и регуляторами. СПП МО аккумулирует на своей площадке предложения по оптимизации регулирования сферы беспилотных авиационных систем на территории региона; поступившие предложения будут направлены в органы государственной власти и контрольно-надзорные органы.

Пресс-центр СПП МО.