В Стратегию развития беспилотной авиации вошли положения, актуальные для Севера

Минпромторг России разработал обновленную версию Стратегии развития беспилотной авиации (БАС) РФ до 2030 и на перспективу до 2035 года, проект соответствующего распоряжения Правительства России вынесен на публичное обсуждение на портале нормативно-правовых актов: https://regulation.gov.ru/projects/161747/. Его публичное обсуждение продлится до 11 ноября 2025 года.

Новая Сстратегия призвана заменить действующую, которая была утверждена в июне 2023 года. В обеих содержатся не только целевые значения показателей развития отрасли, которые отличаются, но и некоторые положения, касающиеся эксплуатации БАС в труднодоступных и удаленных территориях.

Так, при подготовке Стратегии вновь учтены положения «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» и «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»;

В этих документах беспилотная авиация указана как приоритеная для развития регионов Арктики.

Также согласно текста документа анализ российской практики внедрения беспилотной авиации в производственные и операционные процессы обеспечил следующие эффекты. На предприятиях и в хозяйствах... в области управления государственным, муниципальным имуществом беспилотные авиационные системы позволяют выявлять и устранять нарушения на каждом втором объекте, находящемся в труднодоступных местах.

Расширен список востребованных и новых специальностей. В число востребованных профессий в период реализации Стратегии предполагается включить профессии: «специалист по разработке беспилотных воздушных судов космического назначения», «разработчик систем автоматической навигации беспилотных воздушных судов» и другие. Следует отметить, что практически по всем профессиям будущего среди необходимых знаний экспертами указаны знания по математике, физике, аэродинамике, тепломассообмену, радиоэлектронике, технологиям конструкционных материалов, программированию и инженерному делу. Такой подход был представлен еще в 2021-2023 гг. в предложениях Коорсовета РСПП по развитию Арктики и Северных территорий.

Наибольший потенциал для расширения применения беспилотной авиации имеется в сельском хозяйстве, создании и актуализации геопространственных баз данных, доставке грузов и мониторинге инфраструктурных объектов, сказано в проекте. Также на повестке дня развитие перспективной аэромобильности и перевозки людей с использованием беспилотных авиационных систем, что крайне актуально для северных и арктических территорий.

К ключевым преимуществам эксплуатации беспилотных авиационных систем отнесены отсутствие рисков для жизни членов летного экипажа при работе в условиях плохой видимости (снегопады, туманы), длительных полетах в темное время суток, например в полярную ночь. Кроме того указана увеличивающаяся способность длительного автоматического выполнения полетного задания в условиях отсутствия сигналов глобальных навигационных спутниковых систем, недоступности сигналов радиокомандной линии контроля, управления и связи.

Стратегия предполагает, что в случае снятия накопившихся административных и технических барьеров для повсеместной и безопасной эксплуатации беспилотных авиационных систем развитию рынка дополнительно будут способствовать такие факторы, как сложная транспортная связанность отдельных территорий Российской Федерации, при которой более 30 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичного сообщения наземным транспортом, при этом 70% из них не располагают инфраструктурой для приема пилотируемых воздушных судов. Арктические территории в этом случае находятся в приоритете как для тестовых, так и постоянных полетов.