С апреля 2024 года управление снегоходами и мотовездеходами будет осуществляться по водительским правам
Катание на снегоходах и мотовездеходах — популярный вид активного зимнего отдыха в Арктике и в Северных регионах России, но, чтобы управлять ими необходимо иметь права тракториста-машиниста. Действующие правила усложняют оказание таких услуг и тормозят развитие арктического туризма. В связи с этим в плане мероприятий реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» по направлению «Туризм» пунктом 12 вносятся изменения в Федеральный закон «О самоходных машинах и других видах техники» в части предоставления допуска к управлению снегоходной и мотовездеходной техникой при наличии прав категории А–D.
Планируется, что с апреля 2024 года будет предоставлен допуск к управлению снегоходной и мотовездеходной (багги и квадроциклы) техникой при наличии прав категории А–D при предоставлении экскурсионных услуг при запрете движения по дорогам общего пользования.
В декабре 2023 года Минэкономразвития России внесет проекта федерального закона в Правительство РФ, в феврале 2024 произойдет внесение проекта Федерального закона в Госдуму России, в апреле 2024 года закон будет одобрен Советом Федерации ФС РФ и вступит в силу. Ответственными исполнителями пункта мероприятий назначены Минсельхоз России, МВД России и Минэкономразвития России.
Изменить порядком устаревшее законодательство на протяжении последних 5 лет предлагали как туристические операторы и объединения предпринимателей, так и органы власти. Представители заинтересованных региональных властей и туристического бизнеса заявляли, что снегоходному туризму в РФ мешает развиваться требование о специальных правах для водителей. По действующим правилам дорожного движения допуск к технике возможен только при наличии удостоверения тракториста-машиниста, которых у туристов обычно нет. По статистике Минсельхоза России, в год фиксируется 1,5-2 тысячи нарушений по управлению снегоходами без соответствующего разрешения.
В июле 2019 года Комитет СФ по экономической политике провел «круглый стол» на тему «О законодательном урегулировании снегоходного и мотовездеходного туризма» на котором были обозначены все профильные проблемы. Количество снегоходной и мотовездеходной техники, находящейся на государственном регистрационном учете, в несколько раз меньше, находящейся в эксплуатации. Количество выданных удостоверений значительно меньше, чем реализованной техники. Технический осмотр подавляющее большинство владельцев такой техники вообще не проходят. Было направлено предложение об изменении законодательства. В октябре 2019 года Коорсовет по развитию Арктики и Северных территорий РСПП направил соответствующее предложение в адрес Ростуризма, однако практических решений также принято не было. В 2021 году губернатор Мурманской области Андрей Чибис предложил изменить законодательство, регулирующее право на управление снегоходом. Он попросил Правительство России дать возможность управлять снегоходом при наличии обычного водительского удостоверения. В октябре 2023 года зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов на совместном заседании комитетов палаты регионов по социальной политике и по экономической политике предложил разрешить ездить на снегоходах любым водителям. Также и Глава Кемеровской области выразил недовольство этой ситуацией и попросил упростить процедуру получения прав на управление снегоходами. В ноябре 2023 года обращение было направлено председателем Союза промышленников и предпринимателей Заполярья Алексеем Лупкой в адрес экспертной группы по направлению «Туризм».
Теперь Минэкономразвития России предложило разрешить управлять снегоходом с водительскими правами, пересекать трассы будет можно, но выезжать на них при управлении снегоходом нельзя. В настоящее время для управления легким квадроциклом с объемом мотора менее 50 см3 нужны права категории А1, а для поездок на более мощной техникенеобходимо получать в Гостехнадзоре удостоверение тракториста.